Знакомство с речевым аппаратом

speech
Для этого идем к зеркалу и, вместе с мамой (папой, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом), начинаем изучение. Уверяю вас, будут открытия!

Сначала улыбаемся, открыв в улыбке зубы. Получается оскал. Трогаем пальцем зубы (не забываем помыть руки себе и ребенку). Это нужно, чтобы ребенок ощутил свои зубы.

Дальше гладим кончиком языка верхние зубы снаружи из стороны в сторону. Движение должно быть медленным и четким, влево – вправо. Следите, чтобы вместе с языком не двигалась нижняя челюсть.

Потом гладим зубы кончиком языка движением сверху вниз. Верхняя губа при этих поглаживаниях поднята над зубами. Двигается только язык. Нижняя челюсть стоит на месте.

Гладим верхние зубы изнутри, вправо-влево. Гладим нижние зубы изнутри вправо-влево. Нижняя челюсть стоит на месте.

Сообщаем ребенку, что зубы сидят в деснах. Это может стать первым открытием для ребенка. Возможно, он не часто слышал это слово. Трогаем пальцем десны, прислушиваемся к ощущениям в них, убеждаемся, что десны твердые, в отличие от губ и языка.

Рассматриваем тоненькую пленочку под языком, которая называется уздечка. Это будет следующее открытие.

Если подольше подержать язык поднятым, можно увидеть, как внизу, под языком собралась слюна. Там находятся слюнные железы. Опять открытие. Теперь ребенок знает, как во рту появляется слюна. Можно спросить у ребенка, зачем во рту слюна? А знаете ли вы сами, действительно, зачем? Ребенок-интеллектуал, поразмыслив, может ответить, затем, чтобы во рту не сохло. И это будет верно. Но, основная задача слюны – это переваривание пищи. Опять открытие.

Выкладываем расслабленный язык на край нижней губы, трогаем его пальцем – мягкий. Теперь высовываем изо рта напряженный узкий язык. Для крепости можно немного зажать его между зубами. Трогаем. Твердый. Открытие – язык может быть и твердым и мягким.

Кончиком языка или пальцем нащупываем за верхними зубами ряд бугорков. Это альвеолы. Они как маленькая терка щекочут наш язык (или палец). Новое открытие. Гладим их кончиком языка вперед-назад. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Движение не размашистое, а короткое, туда-сюда. Стараемся делать медленно. Нижняя челюсть стоит на месте.

Аккуратно двумя руками поднимаем и выворачиваем верхнюю губу и рассматриваем верхнюю уздечку под верхней губой. Аккуратно отгибаем нижнюю губу вниз и находим нижнюю уздечку. Пригубные уздечки не принимают особого участия в речи, но знакомство с ними любопытно.

Следующие два упражнения – высший пилотаж. Заводим язык под верхнюю губу и гладим верхние зубы влево — вправо. Заводим язык под нижнюю губу и гладим нижние зубы влево — вправо. Сначала показываем, как завести язык под губу, с приоткрытым ртом. Само упражнение выполняется с сомкнутыми губами. Нижняя челюсть стоит на месте.

Теперь поднимаем язык и кладем его краем на верхнюю губу или, хотя бы, на верхние зубы. Если это не получается, выкладываем расслабленный язык на край нижней губы и осторожно двумя указательными пальцами поднимаем край языка к верхним зубам.

А теперь нам понадобится хорошее освещение. Широко открываем рот, говорим «АААА» и…Чудо! В глубине рта, возле самого горла находим еще один язычок! Это маленький язычок, или «увула». Обычно дети бывают очень удивлены открытием, что у них два языка.

Теперь надо почувствовать работу голосовых связок. Обхватываем горло ладонью и начинаем петь звук «А». Чувствуем вибрацию. Это работают голосовые связки. Теперь поем шёпотом. Вибрации нет. Голосовые связки не работают. Произносим «А-А-А». Где происходит смыкание, там и находятся голосовые связки.

Итак, вы познакомили вашего ребенка с речевым аппаратом и теперь он лучше подготовлен к занятиям с логопедом и больше знает о самом себе.